Царское село
Екатерининский парк перед Большим царскосельским дворцом был создан из стриженых аллей и боскетов на манер Версаля и возник на месте старой финской усадьбы «Сааримойе», что по-фински означает «Возвышенное место», и впервые упоминается в письмах Петра I в 1700 году.
Это место имело как декоративное, так и хозяйственное значение.
Из окон здания, находящегося на возвышенности, раскрывается вся панорама архитектуры сада.
Регулярный парк начинается у дворца с плоских, как и в Версале, террас: на разных уровнях, связанными каменными лестницами.
«Верхние» и «Нижние» сады разделены «Рыбным каналом». Сад был симметричным. Ближайшая к дворцу терраса оформлена двумя узорными партерами, рисунок которых напоминает узоры паркетов дворца. Регулярный рисунок цветника перед фасадом екатерининского дворца, сформирован на основе тех же принципов, что и в Версале, но имеет свои отличия.
Из окон дворца виден затейливый рисунок правильной геометрии с традиционными завитками лилий. Но образованы они уже не самшитом, а контрастом темной земли на фоне светло-бежевого песка дорожек. Канву рисунка составляют геометрические формы, узор из тонких полосок выложенного на земле серого (гранитного) гравия, толченого кирпича и угля.
В изгибающиеся в виде лилий формы грядок высажены низкие однолетники.
По углам цветника расположены стриженые пирамидки кипарисовика.
Отсутствие растений, поддающихся фигурной стрижке, восполняется сложностью рисунка и богатством красок самого узора.
Для оформления прямых аллей парка высаживались деревья и кустарники с низкой фигурной стрижкой в виде щаров, кубов, пирамид и сплошных «зеленый стен». Но для создания живой изгороди применялись другие растения. Прямоугольные лесистые участки по сторонам партеров были обрамлены живой изгородью из «липового шпалерника» — кустарниковой липы. Главная ось парка, как и в Версале, проходя через партерное падение террас и «Рыбный канал», упирались в пруды и делили парк на симметричные части с пересекающимися под разными углами аллеями и дорожками.
Для устройства архитектуры сада в специальных питомниках выращивались «штамбовые» деревья: липа, клен, береза.
В них добивались безупречной стройности деревьев.
А в расположенных за садом парниках и оранжереях росли «разные плодовитые древесные, кустарниковые и травянистые растения», которые в летнее время выставлялись в парках перед дворцом.
На фоне зелени садов эффектно выделяются мраморные скульптуры мифологических героев и богов. Эти статуи известных итальянских мастеров были закуплены Петром I в Венеции по его личному заказу. В целом сад XVIII века, отмеченный короной, — один из примеров регулярного парка в стиле барокко.
Его прямые перспективы аллей, стены стриженой зеленой ограды, барочный рисунок цветочных партеров в сочетании с каналами и мостами создают неповторимый характер русского северного сада, вход в который осуществляется через сказочной красоты зеленые ворота.
В состав сада входят и оранжереи, в которых зимой сохранялись цитрусовые деревья в кадках, а летом выносились на свежий воздух.